Автомагистралей в нашей стране, откровенно говоря, совсем немного. Если быть точным, то всего девять, четыре из которых в Москве и Подмосковье. Большая часть российских водителей на дороге, обозначенной зеленым знаком, никогда не бывали.
А вот для многих петербургских автомобилистов езда по автострадам, то есть по КАД и ЗСД, стала уже повседневной реальностью. Об основных принципах езды по скоростным трассам наш корреспондент поговорил с директором школы водительского мастерства при центре технических видов спорта РОСТО «Мототрек» Василием ГРАХОВЫМ.

  • Василий, можно ли начинающему водителю, который недавно получил права, выезжать, скажем, на петербургскую Кольцевую или стоит прокладывать маршруты только по городу?
  • Новичкам выезжать на автомагистрали я бы категорически не советовал. Ведь что такое водительская подготовка в автошколе? Это езда со скоростью 30 40 км/ч на второй-третьей передаче. Очень редко инструкторы позволяют ученикам разгоняться до 50 60 км/ч, а на автомагистрали учебным автомобилям въезд заказан.
    На КАД, напомню, разрешенная скорость 110 км/ч. Человек, который до этого тихонечко ездил у обочины, на такой скорости передвигаться не способен. Он не может оценивать свой тормозной путь и быстро принимать решения в нештатных ситуациях. Поэтому рано или поздно ему попросту становится страшно, и в нервном состоянии он перестает адекватно воспринимать происходящее.
  • Так, может, для начала стоит ездить в крайнем правом ряду у обочины, чтобы никому не мешать и потихоньку привыкать к быстрому ритму езды?
  • Действительно, многие думают, что ездить медленно, значит, ездить безопасно. На самом деле это не так. Самая безопасная скорость передвижения это скорость потока, поэтому выделяться из него не нужно. Кроме того, в правом ряду Кольцевой нередко попадаются припаркованные автомобили, как правило, аварийные. Новичку придется как-то их объезжать, а чтобы эффективно перестроиться в соседний ряд, нужно ехать быстрее, чем автомобили в этом ряду.
  • Так что же делать новичкам совсем не ездить по Кольцевой?
  • Для начала да, нужно прежде освоиться в городе. Но рано или поздно начинать пользоваться Кольцевой придется. Люди, уверенные в своей неуязвимости и удачливости, могут попробовать самостоятельно опытным путем освоить скоростную езду. Ну а если действовать по уму, то желательно пройти дополнительную подготовку, чтобы понимать физику поведения автомобиля на высокой скорости и выходить из аварийных ситуаций на рефлексах, без раздумий.
  • Какие советы можно дать тем, кто уже не испытывает стресс при движении по автомагистрали? Чего все же стоит бояться на той же Кольцевой?
  • Бояться как раз ничего не надо, просто необходимо адекватно оценивать покрытие, по которому едешь. Во-первых, зимой стоит помнить, что мосты и эстакады очень хорошо продуваются, отчего дорога на них более скользкая.
    Во-вторых, стоит избегать езды внутри колеи. Даже если асфальт сухой, в колее машину может болтать из стороны в сторону, а на высокой скорости даже выкинуть в соседний ряд. Если же пойдет дождь и в колее скопится вода, то за счет эффекта аквапланирования автомобиль может вообще потерять контакт с асфальтом и стать неуправляемым. В подобных случаях, когда выехать из колеи невозможно, нужно сбрасывать скорость до тех пор, пока колеса не зацепятся за покрытие.
  • Пропуская колею между колесами, лучше ехать справа или слева от нее?
  • Я всегда еду правее и всем советую делать точно так же. Если речь идет о левом ряде КАД, а он наиболее подвержен образованию колейности, то левее от него находится отбойник и слой грунта вперемешку со льдом. Если машина попадет на такое покрытие колесом, то из-за разности коэффициентов сцепления ее может занести. Впрочем, в любом ряду стоит ехать правее колеи, так как справа движутся более «медленные» водители, а слева более «быстрые».
  • Очень много аварий на Кольцевой возникает из-за того, что водители не соблюдают дистанцию. На каком расстоянии от впереди идущей машины вы бы рекомендовали ездить?
  • Водитель должен двигаться так, чтобы у него в запасе было две секунды: одна на размышление, вторая на реагирование, то есть в зависимости от ситуации на торможение или перестроение. А вообще минимальная дистанция между автомобилями зависит от их скорости, сцепления с дорогой и видимости.
  • Но ведь у водителя нет лазерной линейки для измерения расстояния до впереди идущей машины, и уж тем более он не сможет рассчитать степень сцепления колес с дорогой… Как бы вы посоветовали на глаз оценивать безопасную дистанцию для зимних условий?
  • Зимой для скоростей 110 120 км/ч, с которыми обычно ездят по КАДу, между машинами должно быть метров 60, не меньше. Я бы посоветовал ориентироваться по столбам освещения. Между ними как раз 50 метров, так что прибавляйте к этому расстоянию еще чуть-чуть и держитесь от впереди идущего авто на такой дистанции.
  • Кстати, о скорости. Вы поддерживаете инициативу повышения скоростного лимита до 130 км/ч на автомагистралях?
  • Сама идея мне нравится. Современные автомобили позволяют передвигаться безопасно со скоростью 130 км/ч и даже намного выше, особенно если у водителя есть соответствующие навыки. Другой вопрос, что качество автомагистралей в России очень плохое. И даже если повышать скоростной лимит, то на петербургской КАД необходимо выделить участки с ограничением 110 или даже 90 км/ч.
    Именно так делают в Германии. На одних участках автобанов висят ограничивающие скорость знаки, а на других можно ехать так быстро, как только позволяет автомобиль. Но такие дороги не только идеально ровные, они еще и спроектированы специально под высокие скорости. В частности, на поворотах они имеют уклон, чтобы снизить центробежный эффект.
    Ну и, конечно, в Германии совсем другой менталитет у водителей. Даже если человек едет на «Феррари» или «Ламборгини», он будет занимать левый ряд только во время обгона. На немецких автобанах все едут в правом и средних рядах.
  • Но на нашем КАДе так ездить невозможно! В трех рядах справа поток движется примерно с одинаковой скоростью, и она, как правило ниже разрешенных 110. Поэтому уверенный в себе водитель может ехать только по левой полосе.
  • Да, действительно, это так. Но тут дело не в менталитете. Просто медленнее 80 90 км/ч никто по Кольцевой не поедет, иначе в поездке начисто теряется смысл, да это и небезопасно, как мы уже говорили. Кроме того, КАД попросту очень сильно загружена. Думаю, что, если бы по ней ездило в полтора-два раза меньше машин, левый ряд был бы свободен. Как, собственно, это сейчас происходит на западном полукольце, загруженном значительно меньше.

Андрей ЧЕПЕЛЕВ Санкт-Петербургские ведомости / Право руля Выпуск № 060 от 02.04.2013