В Агентстве бизнес-новостей прошел круглый стол «Остаться в живых на дороге», посвященный вопросам безопасности на КАД. Один из экспертов-участников Василий Грахов, инструктор и соучредитель школы водительского мастерства «Моисеев-Грахов», рассказал о причинах ДТП на скоростных магистралях и дал полезные советы, как выжить на кольцевой в случае аварии или поломки.

  • Как правило, причинами ДТП на автомагистралях является несоблю­дение дистанции, неправильное пе­рестроение и недостаток навыков во­ждения. Люди, которые недавно по­лучили водительское удостовере­ние и выехали на дорогу, оказывают­ся просто не готовы к высоким ско­ростям.
  • В чем опасность выезда нео­пытного водителя на скоростную магистраль?
  • Когда человек начинает дви­гаться быстрее, чем когда-либо ез­дил, он перестает адекватно воспри­нимать ситуацию вокруг себя. У него все мелькает перед глазами, он не по­нимает, как ведет себя автомобиль, как он управляется, какой у него тор­мозной путь. Рывки рулем и резкие нажатия на тормоз, которые некри­тичны на малых ходах, на КАД име­ют весьма серьезные последствия. Вы резко оттормозились — получи­ли удар в заднюю часть автомобиля, резко крутанули руль — и мгновен­но оказались на другой полосе. Плюс люди совершенно не умеют соблю­дать правильную дистанцию до впе­реди идущего транспортного сред­ства.
  • А как правильно рассчитать дистанцию?
  • Во многих автошколах дистан­цию учат измерять в метрах. То есть расстояние до впереди идущего авто­мобиля должно равняться тормозно­му пути, который проделает ваша ма­шина до полной остановки. Однако на практике оказывается, что гораз­до эффективнее рассчитывать дис­танцию по времени. На скоростных магистралях, где скорость потока со­ставляет 110-120 км/ч, вас должно отделять не меньше трех секунд от впереди идущего автомобиля.
  • А если ДТП уже произошло, как правильно вести себя на авто­магистрали?
  • Прежде всего необходимо вы­ставить знаки аварийной останов­ки — и лучше даже чуть дальше, чем это предписано правилами (чем раньше вас заметят другие участ­ники движения, тем меньше веро­ятность, что в вас врежется кто-нибудь еще). После этого необходи­мо покинуть транспортное средство и уйти за ограждение в ожидании сотрудников ГИБДД. К сожалению, у нас люди не отдают себе отчет в том, что, если вы сидите в стоящей машине на скоростной магистрали, сзади может «приехать» на большой скорости гораздо более крупный ав­томобиль и просто убить вас. А в ав­тошколах зачастую на этом не ак­центируют внимание.
  • В чем причина низкого уровня подготовленности новоиспеченных водителей?
  • Дело в том, что программа под­готовки водителей в автошколах дав­но устарела. В большинстве авто­школ людей учат не столько вожде­нию, сколько тому, как сдать экзамен в ГИБДД. А это имеет очень мало об­щего с тем, что их ждет на реаль­ной дороге. Ведь для получения во­дительской «корочки» нужно лишь проехать со скоростью 40 км/ч в пра­вом ряду, повернуть налево-направо и развернуться плюс пара упражне­ний на площадке. Для мегаполисов вроде Петербурга или Москвы этого, конечно, недостаточно.
  • Что же делать человеку, кото­рый недавно получил права?
  • Если честно, я рекомендую сно­ва пойти учиться. Найти школу по­вышения водительского мастерства и пройти курс обучения. У нас, напри­мер, есть курс «Начальная раллийная подготовка», где расскажут о пра­вильной траектории прохождения поворотов, учат понимать, на каком приводе вы едете и на какой резине, правильному рулению и так далее. Таких школ, где преподают, к приме­ру, опытные инструкторы, пришед­шие из автоспорта, сейчас немало.
    А лучше еще на этапе решения по­лучить водительское удостоверение тщательнее подойти к вопросу выбо­ра автошколы. Ведь сейчас у челове­ка, как правило, два критерия — бли­зость к дому и максимально низкая цена. Не раз бывало, что получивший права ученик приходил к нам доучи­ваться. Выясняется, что он не уме­ет правильно держать руль, соответ­ственно и навыки управления у него в корне неверные. Приходится пере­учивать, а на это уходит гораздо больше времени, чем научить пра­вильно с нуля. Так что имеет смысл сразу найти хорошего инструкто­ра. Кстати, даже опытным водителям стоит пройти курс контраварийной подготовки, чтобы отработать основ­ные навыки управления автомоби­лем в критических ситуациях. Как правило, водители задумываются об этом после того, как сами побывали в непростой ситуации, но ведь лучше не допускать такого изначально.

За рулем — Регион №12/июнь-июль/2013