Причинами ДТП на скоростных магистралях все чаще становятся несоблюдение дистанции, неправильное перестроение и слабые навыки вождения. Программа подготовки водителей в автошколах давно устарела. О том, как выжить на кольцевой автодороге (КАД) в случае ДТП или поломки, и что необходимо менять в программе обучения, обсуждали участники круглого стола «Остаться в живых на дороге», прошедшего в Агентстве Бизнес Новостей.

Как рассказал командир отдельного батальона №3 ДПС УГИБДД МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Леонов, (батальон работает на федеральной трассе А118 — кольцевая автодорога), за движением на КАД следят 126 инспекторов, в том числе 4 экипажа ДПС. Время прибытия на место ДТП – от 3 до 15 минут.

С 2011 года интенсивность движения по КАД выросла в 6 раз: в 2011 г. — 40 тыс. машин в сутки, в 2013 г. — до 250 тыс. Количество ДТП тоже, увы, растет. За 4 месяца текущего года на КАД пострадало на 26 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Самые аварийные временные отрезки суток – 8 — 10 ч, 14 — 16 ч и 18 — 20 ч, наибольшее число ДТП происходит по понедельникам, самые аварийные участки на КАД – это 53-54 км внутреннего кольца (между съездом на Мурманское шоссе и Вантовым мостом) и 118 км внешнего в Курортном районе.

Видеокамеры сдерживают водителей

Однако есть и позитивная тенденция. Андрей Леонов отметил, что система фотофиксации резко снизила число нарушений скоростного режима. Так, в 2011 году видеокамеры фиксировали на КАД до 25 тысяч нарушений в месяц, сейчас — 12,3 тыс. За первые 4 месяца 2012 года выявлено около 5 тыс. нарушений скоростного режима, а за 4 месяца 2013 года — 883! Эксперт напомнил, что штраф за нарушение скоростного режима (в зависимости от превышения) может достигать 5 тысяч рублей, так что гонять на «кольце» дороговато.

Сейчас ГИБДД готовится к мониторингу скоростного режима автомобилей весом более 3,5 т (грузовых и автобусов) максимальная скорость движения по КАД у которых 90 км в час.

Также сейчас на кольцевой устанавливаются видеокамеры, чтобы отслеживать движение по обочинам. Кроме того, наряду со стационарными камерами появятся и мобильные, которые будут ставить на разделительную полосу. Говоря о безопасной дистанции на КАД, инспектор ответил, что она измеряется не в метрах, а в секундах, и составляет 2-3 с.

«Железо» дороже жизни

Основными причинами ДТП на кольцевой являются непредоставление преимущества при перестроении и несоблюдение дистанции, а также невнимание к состоянию собственного авто. Водители не удосуживаются перед выездом проверить давление в шинах, наличие жидкости в бачке омывателя и бензина в бензобаке. Бывает, что машина «обсыхает» именно на кольцевой. В случае поломки или ДТП инспектор рекомендует покинуть автомобиль, включив «аварийку» и выставив знак аварийной остановки, и ожидать помощи за металлическим ограждением.

Руководитель службы экстренной технической помощи компании ЛАТ Александр Чирвонов согласился с сотрудником ДПС, что происшествия возникают из-за невнимательности водителей к техническому состоянию своих автомобилей. Сотрудники ЛАТ выезжают на КАД для оказания техпомощи и эвакуации автомобилей до 100 раз в сутки. По словам эксперта, водитель при таком происшествии находится в стрессовой ситуации и далеко не всегда знает, как поступать. Оставаться в машине, тем более рядом с ней, опасно. Водители же при незначительных ДТП, как правило, отказываются до приезда экипажа ДПС убирать с трассы автомобили и дожидаются в них инспекторов, подвергая риску и себя, и других участников движения. «Водители опасаются, что страховая компания не выплатит компенсацию», — резюмировал Александр Чирвонов.

Доцент кафедры страхования Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК) Денис Горулев отметил отсутствие культуры вождения у наших водителей. «В Германии никому и голову не придет ехать по автобану все время по левому ряду или обгонять справа. У нас это один из основных источников аварийности», — заметил эксперт.

К том у же по состоянию дорожного покрытия (колейность), элементов безопасности, регулированию транспортных потоков, петербургская кольцевая проигрывает даже белорусской «олимпийке», сказал Денис Горулев.

После автошколы опять учиться

«После окончания автошколы водители совершенно не готовы ездить по скоростным трассам, — сказал директор автошколы водительского мастерства «Моисеев-Грахов» Василий Грахов.Программа подготовки водителей категории «В» давно устарела. Ее разрабатывали, когда в стране не было ни скоростных трасс, ни улиц со сложным движением, ни транспортных развязок. При обучении будущие водители ездят с инструктором по строго регламентированному списку улиц. Поэтому, по словам эксперта, для выпускника автошколы езда по КАД — это как «полет в космос».

Поправками в закон «О безопасности дорожного движения» предусмотрено совершенствование программы обучения водителей. Но они пока не вступили в силу.

При езде на скоростной магистрали Василий Грахов рекомендует, прежде всего, соблюдать дистанцию и скоростной режим. Он также рекомендует даже опытным водителям пройти курс контраварийной подготовки, чтобы в теории и на практике отработать основные навыки управления автомобилем в критических ситуациях. По словам эксперта, водители задумываются об этом после того, как сами побывали в непростой ситуации или видели на дороге последствия чужих ошибок.

Auto-Dealer.ru-Петербург