Хотя чиновники и твердят о том, что петербуржцев нужно пересаживать на общественный транспорт, автопарк северной столицы все равно растет быстрее, чем численность населения. Каждую зиму на улицы города выезжают тысячи свежеиспеченных водителей, которые часто невольно провоцируют ДТП из-за нехватки опыта. О том, каких ошибок следует избегать на дороге зимой, рассказал директор школы водительского мастерства при Центре технических видов спорта РОСТО «Мототрек» Владимир МОИСЕЕВ.

  • Владимир, по каким причинам чаще всего происходят зимние ДТП с участием новичков?
  • Самая главная ошибка начинающих автомобилистов — неадекватная оценка тормозного пути. На сухом асфальте автомобилю нужно гораздо меньше места, чтобы остановиться, чем на влажной, заснеженной или покрытой льдом дороге. Водители, привыкшие ездить летом, начинают торможение слишком поздно, отчего им приходится давить на педаль, что называется, «в пол».
    Дальше все зависит от того, оборудована машина антиблокировочной системой тормозов или нет. В первом случае просто удлинится тормозной путь, во втором — колеса блокируются и автомобиль продолжает движение по инерции. Именно из-за неспособности оценить расстояние для торможения происходит большинство городских ДТП, когда одна машина догоняет другую.
    Вторая фундаментальная ошибка — это неправильное поведение в повороте. Часто бывает, что водитель начал поворачивать на слишком высокой скорости. От страха большинство новичков начинают делать глупости: резко крутить руль, бросать газ или жать на тормоз. Нужно найти в себе силы сохранять хладнокровие и аккуратно, газом и рулем, провести машину по дуге и погасить возможные заносы.
  • В автошколах учат, что на переднем приводе газу нужно добавлять, а на заднем сбрасывать. Это действительно так?
  • Для заднего привода в целом утверждение справедливо: газ в повороте нужно сбросить, чтобы задняя ось не ушла в занос, а управление идет в основном рулем. С передним приводом все сложнее. В книгах и статьях, часто пишут: «давите на газ и передние колеса вытащат автомобиль из заноса и помогут ему пройти поворот».
    На самом же деле если переборщить с газом, то машина начнет уходить наружу поворота — на встречную полосу или в кювет. Если же газ резко сбросить, то автомобиль, наоборот, «провалится» внутрь поворота, а зад уйдет в занос. И тот и другой сценарий развития событий может привести к крайне печальным последствиям.
  • Так как же правильно вести себя в поворотах на переднеприводной машине?
  • Прежде всего нужно усвоить, что в повороте на переднем приводе рулем мы корректируем положение задней части авто, а газом — передней части. Поэтому усилие на руле и педали надо наращивать аккуратно, без рывков. Также нужно быть готовым к тому, что из-за плохого сцепления с дорогой автомобиль зачастую реагирует на поворот руля с опозданием на долю секунды. Те, кто это не понимает, перекручивают баранку, провоцируя занос.
  • А как быть с полноприводными машинами? Каким образом управлять ими в поворотах и выводить из заносов?
  • Полноприводный автомобиль может вести себя совершенно по-разному: все зависит от того, в какой пропорции распределен крутящий момент между осями. Соответственно, если главная ось — передняя, то автомобиль по стилю поведения будет ближе к переднеприводному, если задняя, то наоборот.
    Что касается заноса, то полноприводную машину несколько сложнее в него пустить и еще сложнее из него вывести. Водителю без специальной подготовки, скорее всего, это сделать не удастся.
  • Сейчас большинство новых автомобилей оснащают так называемыми электронными помощниками: АБС, системами курсовой устойчивости и тому подобными. Может ли водитель с ними чувствовать себя полностью защищенным?
  • Изначально электронные системы стабилизации создавались для водителей, которые плохо умеют ездить на автомобиле. Они не дают машине потерять управляемость: дозируют тормозное усилие по колесам, не дают ускоряться. В большинстве случаев это помогает избегать ДТП, но законы  физики никто не отменял. Всегда существует порог скорости, после прохождения которого никакие электронные помощники не помогут остановить машину или удержать ее в своей полосе. На какой скорости это произойдет, зависит от массы условий: состояния дорожного покрытия, типа и степени износа резины, жесткости подвеса, центра тяжести автомобиля. Бывает и так что достаточно разогнаться до 60 м/ч.
    Водителю, хорошо умеющему управлять машиной, электронные помощники только мешают. Я уже говорил выше, что в повороте мы корректируем траекторию движения не только рулем, но и газом. А как быть, если компьютер не дает увеличить нагрузку на двигатель и «душит» его?
  • Довольно скоро Госдуме предстоит рассмотреть законопроект о введении штрафа за езду без зимней резины в соответствующий период. Как вы относитесь к такой инициативе?
  • На мой взгляд, ответственность за езду зимой на «лысых» покрышках нужно было вводить в тот самый день, когда изобрели зимнюю резину, поэтому инициативу поддерживаю — лучше поздно, чем никогда. Причем штрафы должны быть просто драконовскими, чтобы водитель даже помыслить не мог о том, чтобы выехать из дома на летних колесах.
  • А как вы относитесь к всесезонной резине и так называемым липучкам, то есть зимним колесам без шипов?
  • Резко негативно отношусь и к тому и к другому. Так называемая всесезонка не дает нормального сцепления ни летом, ни зимой. В наших климатических условиях в идеале водитель должен иметь даже не два, а три комплекта резины: летнюю, зимнюю и «дождевую» для межсезонья.
    Что касается липучки, то ее изобрели в Европе, для того чтобы шипы не изнашивали асфальтовое покрытие. В наших условиях, когда даже в центре города дороги чистят плохо, липучка не подходит.